Закон не гарантирует обеда, хотя гарантирует обеденный перерыв. (В. Брудзиньский)

21.04.2014 10:01

"Закон есть то, что мы разъясняем."

(Поговорка древнеримских юристов)

Уважаемые коллеги!

    Итак, свершилось! 16 апреля 2014 года, опубликовано Положение «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период», утвержденное Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. №2010-6/14 (далее – Положение 2010-6/14).

    Разъяснения по нему получить лично мне не удалось ни в налоговой службе Республики Крым РФ, ни в Министерстве финансов. Я честно звонила на все телефоны горячих линий, но дозвониться не получилось.

    Поэтому буду писать то, что поняла сама.

Как я это понимаю на сегодняшний день:

   1. Очень тяжелая ситуация для добросовестных плательщиков НДС.

    Поясню свое мнение. В плане начисления «обязательств» по НДС более или менее понятно:

до 01.05.2014 г. начисляем 20 %,

с 01.05.2014 г. – 18 % (п.3, п.4  Положения 2010-6/14).

   Кроме того, нет таможенного НДС при ввозе товаров из России с материка (п. 2 Положения 2010-6/14).

Определен круг товаров, попадающий под ставку 10 %. Перечислять не буду – смотрите п.5, п.6 Положения 2010-6/14.

   А вот теперь «кредит»: те, кто честно показывал отрицательное значение объекта налогообложения по состоянию на 1 марта 2014 г., его лишаются (п.11, п.12 Положения 2010-6/14). Сказано однозначно – указанная сумма бюджетному возмещению не подлежит! Зато тем, кто не заплатил задекларированный НДС по состоянию на 1 марта 2014 г., просто нежданная удача – не признается задолженностью перед бюджетом и взысканию не подлежит (п.13 Положения 2010-6/14)!  То есть бюджет простил всем, кто ему должен (ТОЛЬКО НДС!), но и себя в отношении тех, кому бюджет должен (ТОЛЬКО НДС!), тоже простил.

  Теперь, что касается сказанного в п.14 Положения 2010-6/14, «суммы НДС, предъявленные плательщиками Украины до 1 марта 2014 г.», я думаю, имеются в виду имеющиеся у Вас налоговые накладные, которые Вы не отразили в реестрах выданных и полученных накладных до 1 марта 2014 г. Было «первое событие», есть налоговая накладная,  в реестре не показывали. На основании этого пункта, сумму НДС по этой накладной, включаете в валовые расходы. Настораживает фраза «при исчислении налога на прибыль на дату возникновения права на налоговый кредит». Основное количество предприятий - плательщики налога на прибыль годовые. В сочетании с п.20 Положения 2010-6/14, я понимаю так, что под действие п.14 Положения 2010-6/14 попадут только налоговые накладные за январь-февраль 2014 г., т.к. если налоговая накладная за 2013 г., то право на возникновение налогового кредита было в 2013 г., а уточненку подавать нельзя. 

  Плательщики НДС, являющиеся при этом плательщиками единого налога, никуда ничего отнести не смогут. Разве что юридические лица смогут отразить эти суммы в балансе, но НДС это не вернет.

   Дальше, НДС от украинских поставщиков за период с 01.03.2014 г. по 31.12.2014 г. в состав налогового кредита не включается (п.15 Положения 2010-6/14). Суммы НДС относятся на расходы при исчислении налога на прибыль. Упрощенцы просто его теряют! Повышающие коэффициенты для включения сумм НДС в расходы даны в этом же п.15 Положения 2010-6/14.

   Таким образом, получается (пример суммы НДС по налоговой накладной условный):

Период выписки налоговой накладной

Сумма НДС по налоговой накладной, грн.

Сумма НДС, включаемая в расходы Декларации по прибыли за 2014 г. на основании налоговой накладной, грн.

Сумма расходов плательщиков НДС, являющихся при этом плательщиками единого налога (юр.лица и физ.лица)

с 01.01.2014 по 28.02.2014 г. (если не включили в налоговый кредит этого периода)

100,00

100,00

-

с 01.03.2014 по 30.04.2014

100,00

200,00 (100,00*2)

-

с 01.05.2014 г. по 31.12.2014 г.

100,00

150,00 (100,00*1,5)

-

   Потери и при таком раскладе неизбежны: во-первых,  общая сумма уплаченных в бюджет налогов (НДС + прибыль) получается больше, во-вторых, НДС платить нужно ежемесячно, а налог на прибыль только через год. Получается, что при приобретении товаров, работ (услуг) у украинских поставщиков к налоговому кредиту по налоговой накладной отнести сумму НДС невозможно.

   Право на отнесение в налоговый кредит сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Крым, за исключением ввоза товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, применяется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины в отношении импортируемых товаров (п.8 Положения 2010-6/14). Я понимаю так, что из Украины – это импорт. Чтобы отнести в налоговый кредит, нужна ГТД!  Правда, не понятно с какой даты и где ее можно оформить. Видимо, с 1 марта 2014 г.

   При работе с плательщиками НДС – россиянами документом, позволяющим отнести суммы НДС к налоговому кредиту, является «счет-фактура». Для нас это пока незнакомый документ, но он есть. Кроме того, сейчас некоторые российские налогоплательщики плательщики используют УПД – универсальный передаточный документ. Он заменяет несколько документов – накладную, товаро-транспортную накладную и счет-фактуру. Здесь нам нужно будет изучить правила его заполнения и принимать к учету только правильно заполненные документы.

  Правило «первого события» оговорены в п. 9 Положения 2010-6/14. Обратите внимание, что при осуществлении предоплаты нужен договор, предусматривающий перечисление указанных сумм. Последний абзац этого пункта совершенно непонятен. «К налоговому кредиту относится сумма НДС только в части неоплаченных поставок товаров (услуг)»?

  Подводя итог «сюрпризов» для плательщиков НДС, хочется отметить, что п. 2 и п.5 ст. 5 НК РФ установлен запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщика, который распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, согласно которому принятый закон, ухудшающий положение налогоплательщика, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

  Что имеем мы - Положение №2010-6/14 принято 16.04.14, а ухудшает положение налогоплатнльщиков уже с 01.03.14 г.

2. Ожидаемая ситуация для налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.

   Отдельно проговорено, что «независимо от времени фактического нахождения в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами Российской Федерации на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым) и оставшиеся на постоянное жительство в Российской Федерации…» (п. 17 Положения 2010-6/14). По моему мнению, это сделано для уточнения налоговой ставки для удержания налога на доходы физических лиц.

   Смотрите главу 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Для нас это несколько ново – резидентами считаются не те, кто прописан в России, а физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п.2 ст. 207   НК РФ).

   Ставки НДФЛ (см. ст. 224 НК РФ) зависят от этого: резиденты – 13%, нерезиденты – 30% (!).

  А, принимая во внимание п. 21 Положения 2010-6/14: «Доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также от филиалов и представительств российских организаций, иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым, подлежат налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и не облагаются  подоходным налогом Украины», нас это ждет, как только мы будем зарегистрированы по вышеупомянутому закону.

3. «Нежданчик» для всех.

   Как платить налоги и как подавать декларации (расчеты)? Порядочные плательщики этот вопрос неоднократно задавали и себе и налоговым органам. И вот читаем п.18 Положения 2010-6/14:

  «Пересчет сумм налогов, подлежащих уплате,  и их  уплата в бюджет производятся в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день представления декларации в налоговый орган, начиная с деклараций (расчетов) за март 2014 года».

  Я понимаю так, что сумма налога, например, размером в  1000,00 грн. видоизменяется в зависимости от того, в какой день я сдаю декларацию (расчет).

  Если сдам декларацию:

01.04.2014 г. – то сумма в 1000,00 грн. превращается в 3165 руб.,

14.04.2014 г. – в 2794 руб.,

18.04.2014 г. – в 3180 руб.

   И выходит, что три налогоплательщика, которые рассчитали себе налоговые обязательства в гривнах  в сумме 1000,00 грн. должны заплатить совсем разные суммы в рублях.

   А если  подумать, скажем, о зарплатных отчетах? Как бухгалтера «состыкуют» отчет по ЕСВ и 1- ДФ? Причем мы же сначала (в большинстве случаев) оплачиваем эти налоги в день выплаты заработной платы, а отчеты по ним сдаем позже!

  Не прояснилась ситуация с платежами, по которым отчеты уже сданы. Например, налог на землю: декларацию могли сдать годовую, а платить нужно каждый месяц.

   Как быть с единым налогом 1 и 2 группы плательщиков единого налога? По какому курсу его будут начислять?                                        

   Как-то много для меня непонятного. Буду рада узнать Ваше мнение, уважаемые коллеги-предприниматели и коллеги-бухгалтера!

   В заключении хочу сказать, что, мне думается, что принятием этого Положения крымские законодатели ориентируют крымских налогоплательщиков на российский рынок. При сотрудничестве с российскими компаниями крымчане получат возможность отражать налоговый кредит, и, в случае перерегистрации,  работать по уже имеющимся законам РФ.

  Но сейчас сдавать отчеты надо все равно в срок. Как это будет сводиться в налоговой – посмотрим.

  И если мы уже вплотную приближаемся в российскому законодательству, хочется сказать, что в НК РФ штрафные санкции за несвоевременное представление декларации составляют 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, но не более 30% указанной суммы и не мене 1000 руб. (ст.119 НК РФ). Кроме того, налоговым органом может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в банке в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п.3 ст.76 НК РФ)! А невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и(или) перечислению налогов – штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст.123 НК РФ).

  Правда, есть положительные моменты – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). 

 Буду благодарна за Ваши отзывы о прочитанном! 

 Если, читая статью, у Вас возникли вопросы или Вы обнаружили ошибки (неточности), напишите мне, пожалуйста, по адресу: olgacap04@mail.ru.

 

С уважением, Ольга Шидловская

Назад